Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in _drupal_bootstrap_page_cache() (line 2417 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1228 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1228 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1228 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1228 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) в функции drupal_send_headers() (строка 1228 в файле /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) в функции drupal_send_headers() (строка 1228 в файле /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).

Об НЛП

Различные методы нейролингвистического программирования, которое явилось миру в 1972 году как результат работы двух молодых американских учёных - Ричарда Бендлера и Джона Гриндера, в настоящее время находят применение в самых различных сферах жизнедеятельности человека. Например, в прикладной психотерапии (для лечения фобий и других психических заболеваний), менеджменте и маркетинге (для создания эффективной модели управления и рекламного бренда соответственно), политическом консалтинге (для разработки имиджа и методов влияния на аудиторию) и так далее. Кроме того, для многих людей именно нейролингвистическое программирование становится источником, из которого можно брать модели повышения собственной эффективности в бизнесе и личной жизни, что способствует личностному росту.
Важным же фактором, предрасполагающим к применению нейролингвистического программирования в обучении, является то, нейролингвистическое программирование, уже по сути своей, является набором техник, способствующих обучению человека определённым моделям поведения, которые успешно воплощаются у других людей, как правило, профессионалов в своей деятельности. Считается, что каждый человек может добиться таких же успехов, изучив и применив использовавшиеся ранее паттерны. Эта теория была подтверждена ещё создателями нейролингвистического программирования, которые, изучали работу трёх своих выдающихся современников - известного семейного психотерапевта Вирджинии Сатир; психолога, философа и этнографа Грегори Бэйтсона и, наконец, Милтона Эриксона, который работал также в психотерапии, и сейчас известен как создатель эриксоновского гипноза. Проанализировав собранный материал, Гриндер и Бендлер обнаружили, что все трое используют примерно одинаковые способы работы с клиентами (паттерны), то есть «...они нашли определённые алгоритмы воздействия на человека, которые успешно реализуются всеми ими...»[8, с. 25] и помогают добиваться блестящих результатов. Это стало импульсом к созданию нейролингвистического программирования и на сегодняшний день разработаны модели многих гениальных людей, проявивших свои таланты в той или иной области (например, Билла Гейтса).
Другим важным фактором применения нейролингвистического программирования в обучении является то, что этот метод значительно облегчает сам процесс обучения. Это связано с тем, что главным вопросом, который ставит перед собой специалист нейролингвистического программирования, является не «ЧТО» надо сделать для достижения результата, а «КАК» это нужно сделать. Например, «… использование методов предварительного обучения людей правильной стратегии грамотного письма позволяет практически всем детям, которые прошли такое обучение, в дальнейшем сформировать правильную стратегию мышления при на- писании...», а значит и писать более грамотно. Таким образом, мы видим, что нейролингвистическое программирование оправдывает последнюю часть своего названия - все его методы являются своеобразными программами, алгоритмами, следуя которым мы можем приобрести новые навыки. Применение внутренней стратегии для достижения «идеальной грамотности» описали Майкл Гриндер и Линда Ллойд в своей книге «Исправление школьного конвейера».
Современную практическую психологию характеризует великое множество школ, методов и направлений. Их более трехсот. Среди наиболее увлекательных и перспективных направлений в психологии выделяется так называемое нейролингвистическое программирование, или нейролингвистическое программирование, пришедшее к нам из-за рубежа в 70-х годах прошлого столетия. Что лежит в основе этого вектора в психологии и почему очень полезно знать, как им можно пользоваться и во благо, и во вред?
Как мы организуем собственную модель мира, на основе которой и строится наше поведение? При ответе на этот вопрос важно учитывать один из основных постулатов нового течения — «мозг и тело являются частью одной кибернетической системы». Иначе говоря, внутри мозга и тела присутствуют различные элементы опыта, которые системно взаимосвязаны и влияют друг на друга. «Отцами» данного направления являются американские психологи Д. Бэндлер и Д. Гриндер, которые изучали структуру субъективного опыта успешных в различных областях деятельности людей. Параллельно они занимались разработкой языка описания этого опыта. Ими же была предпринята попытка раскрытия механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям.
В словосочетании «нейролингвистическое программирование» «нейро» указывает на то, что для описания жизненного опыта человека необходимо знать и понимать язык «биокомпьютера» — человеческого мозга, т. е. те нейрофизиологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.
«Лингвистическая» составляющая названия подчеркивает роль языка в процессах коммуникации и воздействия на адресата. «Программирование» указывает на целенаправленность воздействия и наличие определенной программы достижения цели. Отсюда упрощенно можно определить нейролингвистическое программирование как систему для познания и изменения человеческого поведения и мышления.
Заменим в этом определении нейтральные по звучанию «познание» и «изменение» на «диагностику» и «коррекцию», а в ряде случаев — на «манипулирование». И тут, естественно, возникает вопрос: если существует такая система воздействия на ближнего, значит, освоив ее ключевые элементы, можно внедряться в подсознательные процессы и влиять на поведение человека? Ответ очевиден: да. Для скрытого управления, элементом которого является манипулирование, достаточно тривиальных знаний и умений, вполне доступных любому, а тем более — обученному человеку.
Понятно, что изначально нейролингвистическое программирование создавалось с целью оказания помощи пациентам в решении их психологических проблем, но по мере развития данного направления его приемы и методы стали активно внедряться в те сферы деятельности, где наиболее интенсивно задействованы ресурсы человеческого мышления, поведения и общения — в обучении, творчестве, психотерапии, бизнесе.
Каждому, наверное, знакома ситуация, когда приходишь в магазин за определенной вещью, но, не найдя ее, покупаешь совсем ненужную вещь. Позже, опомнившись, мучительно пытаешься понять, зачем приобрел эту вещь и чем руководствовался при покупке. По аналогии можно привести и другой пример, наверняка знакомый многим, часто вступающим в прямой контакт с людьми. Ведутся важные переговоры или заключается контракт, все идет хорошо, и вдруг ситуация внезапно меняется не в вашу пользу. Под влиянием случайных и необъяснимых импульсов, якобы спонтанно, принимается невыгодное решение или вы соглашаетесь на неуместный компромисс.
Здесь и существует большая вероятность того, что вы стали жертвой манипулирования. Таким образом, мы закономерно подходим к проблеме психологической безопасности бизнеса, которая приобретает особую остроту с учетом мощных возможностей современных приемов нейролингвистического программирования. И так же закономерно встает вопрос о методах и навыках защиты от постороннего влияния.
Прежде чем перейти к вопросу о том, как можно и нужно защищаться от скрытого управления и манипулирования, уместно еще раз напомнить, что сила техник нейролингвистического программирования заключается в использовании глубинных составляющих нашей психики. Воздействие на адресата происходит как на сознательном, так и большей частью на подсознательном уровне. Выше уже говорилось, что процессы, происходящие в мышлении человека, находят свое отражение в теле, и наоборот — процессы, происходящие на физиологическом уровне, отражаются в сознании. Таким образом, любая наша модель поведения, о существовании которой мы даже не задумываемся, имеет свой уникальный набор внешних ключей доступа или, проще говоря, наглядных признаков, способных указать, какой репрезентативной системой пользуется данный человек. Характерные виды ключей доступа включают в себя движения глаз, позу, жесты, тон и темп голоса. Имея в своем распоряжении данные ключи, можно наблюдать за тем, как человек думает, действует, переживает, и подстраиваться под его способ мышления. И соответственно влиять на этот процесс. Существует так называемая энергия присоединения. Во многих случаях она сводится к имитации хорошего понимания друг друга. «В этом есть своя сермяжная правда» — вот ключевая фраза, с помощью которой Остап Бендер «присоединился» к Василию Лоханкину и воспользовался им в своих интересах.

Людей, способных легко и непринужденно устанавливать атмосферу доверия и сотрудничества, называют прирожденными или эффективными коммуникаторами (переговорщиками). Она сразу дает им ряд преимуществ. Такое общение бессознательно воспринимается как шаг навстречу, и мы также бессознательно начинаем видеть и слышать «свое отражение», одновременно увеличивая вероятность полного к нему доверия. И незаметно становимся «заложниками», возможно, хорошо обученного и опытного манипулятора.
Итак, для нас важно учитывать следующее. Готовясь к важным переговорам, манипулятор будет стремиться найти такие структуры в психологическом облике своего визави, с помощью которых можно достичь запланированного результата, подчас с далеко идущими последствиями. Понятно, что инициатор скрытого управления имеет немалое преимущество, хотя бы в силу того, что ему принадлежит первый ход. Однако не стоит преувеличивать могущество «кукловода». Потенциальной «жертве», обладающей навыком распознавания угрозы, достаточно легко свести на нет эти преимущества и даже перехватить инициативу. Ведь защита от скрытого управления или манипулирования — это тоже в значительной степени техника.
Прежде чем перейти к описанию наиболее доступных защитных процедур, необходимо в каждом конкретном случае иметь в виду, что иногда, чувствуя, что вами манипулируют, можно поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ожидаемый ущерб от манипуляции все- таки меньше, чем тот, который связан с резким ухудшением отношений с «кукловодом». Или когда предвидишь, что другими своими действиями можно компенсировать временный проигрыш. Такую стратегию часто выбирают супруги, пытаясь хоть как-то избежать открытого противостояния. Так нередко случается и в деловых переговорах, особенно когда вы заинтересованы в долговременном партнерстве.
Началом управляющего воздействия является получение информации об объекте, поэтому необходимо по возможности ограничить доступ к личностным сведениям о себе. Если партнер-манипулятор заранее осведомлен об особенностях вашей личности, ваших слабостях и пристрастиях, они могут послужить «мишенью» для воздействия. Адресуясь к таким «мишеням», манипулятор может достаточно легко подавлять или притуплять у вас реакцию критического осмысления собственных поступков и слов и, главное, блокировать рассудительность. Но, даже учитывая эту рекомендацию, не следует забывать о существовании системных факторов, определяющих поведение любого человека. Все мы подвержены влиянию определенных шаблонов и поведенческих стереотипов, во многом обусловленных социокультурной средой. Хорошо обученный манипулятор обычно учитывает эти моменты и, естественно, пытается их использовать в своих целях.
Несколько слов в заключение. В начале нашего разговора мы сделали акцент на том, что нейролингвистическое программирование, как всякая научная и одновременно прикладная область знания, имеет свой аксиоматический аппарат, базирующийся на определенных понятиях. Сутью нейролингвистического программирования является то, что функционирование нервной системы человека («нейро») связано с его языковыми способностями («лингвистическое»). Поэтому важно учитывать, что любая коммуникация не просто отражает наши представления о чем-либо, но действительно способна создавать новые убеждения или изменять прежние.
Людям свойственно думать, что процесс убеждения и тем более переубеждения — дело сложное и трудоемкое, часто сопровождающееся конфликтами. Вероятно, трудность заключается в том, что при попытке сознательно изменить свои убеждения, мы их критикуем, обесцениваем и нередко подавляем. Это сущность психологического «самолечения» и одновременно системная ошибка на пути к душевному комфорту. Такое пренебрежительное, а то и враждебное отношение к собственным убеждениям имеет далеко идущие последствия. Так, если опытный манипулятор примет во внимание эти закономерности, сумеет подстроиться под постоянно идущий у любого человека процесс переоценки ценностей и сработает на контрасте, то он «перехватит управление», и процесс изменения взглядов его жертвы может пойти достаточно легко и даже незаметно.
Только изменения эти окажутся в итоге не плодом самопознания, а готовыми установками, навязанными чужой волей.
Однако, методы нейролингвистического программирования можно использовать не только в целях манипулирования человеком, но и, что доказывает практика, в процессе самообразования, например, для овладения навыками скорочтения, развития памяти, повышения уровня собственной грамотности и изучения иностранных языков.

TEXT.RU - 98.28% TEXT.RU - 90.25%