Сообщение об ошибке

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:1) in _drupal_bootstrap_page_cache() (line 2416 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).

Понятие страхов. Общественные страхи. Часть 6

     Источники общественных страхов можно увидеть, изучая специфические исторические и ментальные особенности того или иного общества. Историко-психологические, историко-культурологические, историко-политологические исследования показывают, как формируются специфические для России и Западной Европы общественные страхи. Например, в европейской культуре сформировались понимание и страх смерти, отличные от российских. Это страхи индивидуализированные, мистические и в то же время натурализованные. Образным выражением этого страха смерти, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, служат произведения Иеронима Босха. Переживание страха смерти, характерное для традиционной российской культуры, более спокойное и окрашено, как правило, лирическими, возвышенными религиозными чувствами.
     Для современного «текучего» общества общественные страхи становятся сущностной характеристикой. Они обусловлены глобальными трансформациями, связанными с изменениями типа общества. Источником общественных страхов в связи с этим можно назвать принципиальную открытость общества в условиях глобализации, которая усиливает внешние влияния и тем самым повышает нестабильность и неопределенность в социальной системе. Возникновение принципиально новой конфигурации общества приводит к изменению его фундаментальных основ - пространства и времени. Трансформация ранее казавшихся незыблемыми пространства и времени происходит, по мнению Дж. Урри, вследствие радикальных технологических, организационных, коммуникационных инноваций. Они проявляются, во- первых, во внетерриториальности реализации многих социальных процессов и функций. З. Бауман писал о «бестелесности» власти и виртуальном терроризме, а М. Кастельс - об информационном сетевом обществе со сложными пространством и временем - пространством потоков и экстерриториальным пространством.    

     Во-вторых, временные и пространственные дистанции приобретают особые способности сжиматься, растягиваться, скручиваться. Дж. Урри говорит о «сворачивании времени и пространства продвинутыми телекоммуникационными и транспортными структурами, где каналы, минуя одни области, соединяют другие плотными в информационном и транспортном отношении “туннелями”». Время истории становится нелинейным, что влечет за собой разрывы в преемственности, параллелизмы, неожиданные возвраты не только на предыдущие этапы, но и к более ранним состояниям (архаизмы), или эти состояния «прорастают» в современном обществе, приобретая псевдоновые формы бытования. В этих условиях для большинства людей страх и тревожность становятся константами эмоционального состояния, а общество переживает рост массовой тревожности и общественных страхов.
     Как видим, рассмотрение новой социальности, порождающей качественно новый тип общества, дает понимание глубинной связи общественных страхов с особенностями динамики социального времени и интегрированности страха перед временем в систему общественных страхов в целом.

Читать далее... Часть 7

TEXT.RU - 100.00%