Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in _drupal_bootstrap_page_cache() (line 2417 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1228 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1228 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1228 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1228 of /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) в функции drupal_send_headers() (строка 1228 в файле /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/index.php:3) в функции drupal_send_headers() (строка 1228 в файле /home/l/larisa5o/kolpinskaya.ru/public_html/includes/bootstrap.inc).

Способы преодоления и коррекции страхов

     Самыми простыми для лечения считаются страхи и фобии, связанные с определенными ситуациями. Самые опасные среди них - то внушенные страхи. Часто они возникают в раннем детстве, и влияют на всю последующую судьбу человека. Такие страхи внушают, как правило, те взрослые, которые находятся в ближайшем окружении ребенка . Основная опасность тут заключается в последствиях, поскольку страх вызывает целую гамму ощущений и соответствующую реакцию организма. Родителям не стоит пугать детей различными героями сказок, людьми, темнотой,(Бабой Ягой, Кощеем, полицейским и т. д.). Не стоит говорить «не бегай - упадешь», «не гладь - укусит». Ребенок не воспринимает вторую часть фразы, и у него возникает реакция страха на похожие ситуации. Страхи вызывают ассоциативные воспоминания, даже взрослый человек «вспоминает» и переживает те ощущения, которые он уже переживал в детстве. А всем известно, кто хоть косвенно знаком с Фрейдом, что все страхи родом из детства. Страх Бабы Яги может запросто трансформироваться в страх темноты и другие страхи.
     Одним из самых сильных средств, помогающих преодолеть это состояние, является действие противоположное, тому, к чему призывает страх. Боитесь высоты - прыгните с парашютом, мышей - заведите себе дома такое животное. Но это возможно, только если Вы пересилите себя. Другой прием, посмеяться над своими страхами, изобразить его смешным и забавным. Но если вы испытываете навязчивый страх, продолжительный по времени, с остро выявляемыми симптомами, то вряд ли это вам поможет, вероятнее всего здесь требуется обследование у психолога, и лечение. Лечат страхи при помощи лекарств блокирующих тревогу, витаминов и др, и психотехник, гипноза и техник нейролингвистического программирования.

     Если страх рассматривать с точки зрения деятельностного подхода, то, зная механизм его образования и отреагирования, становится возможным осуществить адекватный выбор эффективных форм и методов коррекционной деятельности. Избавление от страха путем самовнушения возможно, однако в этом случае страх восстанавливается сразу, как только возвращается подобная ситуация угрозы.
     С момента возникновения жизни существа стали временами переживать страх, и наилучшим средством избавления от него стало бегство из положения, которое содержало угрозу. В прошлом реакция на страх бегством в большинстве случаев была эффективным средством, и вследствие этого она передается по наследству, как инстинкт самосохранения.
Под влиянием страха возникают виды поведения, которые в прошлом от него избавляли. Избавление от страха является сильным эмоциональным подкреплением тех видов поведения, с которыми это избавление сочетается.
     В природе бегство приобретает простые формы: непосредственно бегство, оцепенение, стремление стать незаметным.
Применительно к людям избавление от страдания путем физического, внешнего бегства большей частью невозможно. Человек вынужден оставаться в ситуации. В этом случае происходит внутренний уход из нее, который может быть реализован путем отказа участвовать в каких-то делах, путем неприятия результатов, отказа проявлять активность. В некоторых случаях этот уход состоит в следующем:
1) в увлечении каким-либо занятием, что способствует уходу из реальной ситуации;
2) в перцептивной защите, когда в процессе непроизвольного внутреннего торможения замедляется процесс восприятия объектов, которые вызывают тревогу. В смягченных формах такая защита проявляется в склонности не думать о вещах, связанных с неприятностями; но это, в некоторых случаях, может привести даже к невротической глухоте, слепоте или к выключению чувствительности кожи;
3) в оцепенении, которое оказывается эффективным не только в смысле безопасности, но и в смысле экономии энергии: это проще, чем бежать. Поэтому возможна реакция на угрозу оцепенением, когда человек прекращает любое действие, впадает в апатию и ничего не хочет делать;
4) в идентификации, когда в состоянии угрозы человек может менять свое поведение так, чтобы оно походило на поведение тех людей, на которых угроза не распространяется.
Это, в свою очередь, искажает и умственное поведение. Мы склонны подражать мыслям благополучных людей, которые, по нашему мнению, не боятся угрозы и сами могут создавать угрозу. Таким образом, вступает в действие умственная защита.
1. Рационализация. Любое объяснение, даже неблагоприятное, снимает напряженность угрозы, особенно если вследствие объяснения вносится определенность в ее характер, повышается знание возможного ущерба, длительность действия страдания, которое мы предвидим.
2. Проекция. Страх быть отвергнутым своим сообществом настолько велик, что любое действие, которое сплачивает человека с его окружением, облегчает его состояние. Чувство общности с другими ослабляет переживания внутреннего конфликта. Если человек считает, что все заболеют вместе с ним и умрут, то для него самого смерть будет не так страшна.
3. Регрессия. В ситуации страха человек использует виды поведения, возникшие раньше и проверенные опытом. Впадение в детство и склонность к навязчивому общению, поиски покровителя, более смелого и решительного, — это регрессивные формы поведения, воспроизводящие эффективные способы защиты, имевшие место в детстве.
4. Уход в болезнь. Больному ребенку достается от родителей больше внимания, любви и заботы, чем здоровому. Во время болезни его жалели и любили, а когда он выздоравливал — забывали. Поэтому у некоторых уход в болезнь облегчает состояние страха перед потерей любви и согласия.
5. Фантазия и вера в помощь при угрозе облегчает состояние страха. Если человек уверен, что о нем кто-то позаботится и придет на помощь, то его страх уменьшается.
6. Навязчивое общение. Большая часть потребностей человека (в престиже, в признании, в любви, во власти, в избегании страха, обеспечении безопасности) удовлетворяются в общении с другими. Страх подстегивает человека к общению, ибо с другими он чувствует себя в безопасности. Общение как защита проявляется в том, что оно приобретает навязчивый характер, когда человек просто не в состоянии быть один. Удовольствия, которые получает человек в этом общении, носят компенсаторный характер и приобретают характер удовольствия избавления.
     В поведении можно выделить две стороны: ориентировочную, в результате которой определяется ситуация, выбирается программа, запускающая поведение; исполнительную, в результате завершения которой происходит достижение цели.
В соответствии с этим подразделением принято выделять два вида научения, которые получили на психологическом жаргоне наименования классического и инструментального, или оперантного научения.
В классическом научении нейтральный стимул приобретает новое значение, связанное с удовлетворением определенной потребности, «организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти».
В инструментальном же научении определенное поведение приобретает новое значение. Научение в результате оперантного обусловливания представляет собой «закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям».
     Следовательно, страх можно квалифицировать как состояние ожидания неблагополучия, то есть порождающее у организма избегающее поведение или поведение избавления. Следовательно, педагогическая задача состоит в том, чтобы в будущем сходная ситуация, вызывавшая в прошлом эмоцию страха, вызывала иную, менее патологичную эмоцию и, как следствие, иное поведение. Научиться заново чувствовать или думать означает не что иное, как научиться новым видам эмоционального и умственного поведения.
Когда психолог намерен выявить истоки какого-либо патологического поведения, то ему необходимо выяснить, при каких обстоятельствах организм ему научился.
     Научение можно определить как возникновение новых видов поведения, в результате которого достигается приспособление к повторяющимся ситуациям. Научение возможно, если сходные ситуации, на которые организм реагирует определенным образом, повторяются. При этом, научением являются только те изменения, в результате которых или появляются новые виды поведения, или исчезают или преобразуются имеющиеся.
Новые виды поведения возникают в результате научения только на основе старых. Изменения в поведении могут быть преходящими или устойчивыми. Возникающие виды поведения могут сохраняться или исчезать в зависимости от их пригодности к новым условиям и обстоятельствам. Происходит как бы отбор поведений по их эффективности в обеспечении выживания.
Научение имеет место и в воспитании, при котором происходит становление новых видов социального поведения, свойств личности, ее черт, установок, ценностей, запретов, верований и прочих психических орудий, которые обеспечивают выживание.

Все привычки — это «результат научения и обучения», поэтому любое поведение может стать привычным, и умственное поведение не является исключением. Можно говорить о наличии умственных привычек. Черты личности и характер проявляются, в частности, в том, что люди думают привычно. Некоторые умственные привычки существуют в общественном сознании и оказывают влияние на ход мышления отдельного человека.
Устранение конкретного поведения происходит двумя путями: его отрицательным подкреплением или отсутствием положительного.    Отрицательное подкрепление порождает защитное поведение в виде сдерживания неуместного в конкретных ситуациях поведения. Если же они повторяются, то происходит «научение сдерживанию». Последнее становится привычным и происходит автоматически, без участия сознательного внимания. Такие привычные сдерживания, происходящие бессознательно, называются «вытеснением определенного поведения». Вытеснение, тем не менее, не означает устранение программ неподобающего поведения. Структура поведения, мотивация к его совершению при этом сохраняются, но блокируется возможность пуска.
     Если вследствие определенных действий человек получает удовольствие, то он научается этим действиям, и затем эти действия становятся средством получения удовольствия. Если эти действия перестают приносить нам удовольствие, не подкрепляются, то интерес к ним постепенно теряется, и они теряют свою значимость. Повторение ситуации, в которой научение происходило ранее, но без подкрепления, называется угашением. Угашение будет происходить при отсутствии подкрепления только в ситуации, сходной с той, в которой происходило научение.
     После завершения отрицательного научения необходимо заново научить адекватным умственным, эмоциональным, а в отдельных случаях и инструментальным методам реагирования на ситуации, вызывавшие ранее страх.
Таким образом, коррекционная задача состоит в том, чтобы точно установить, чего боится человек: обиды, боли, стыда, лишения, или он боится за другого человека, и какую патологическую реакцию на страх надо заменить (т. е. переучить) на более адекватную или социально приемлемую.
     Психотерапия как «лечение посредством общения» (Мясищев В.Н., 1973) местом своего приложения имеет самые разнообразные психические расстройства, в том числе и те, которыми являются страхи.
Общие подходы к психотерапии расстройств функционального состояния основаны на базисных положениях, согласно которым психотерапия работает на подкрепление защитных факторов, поскольку именно она целенаправленно ведет к переосмыслению происшедших событий и усилению механизмов адаптации. Ключевым моментом психотерапии пациента со страхами является интеграция того чуждого, неприемлемого, ужасающего и непостижимого, что с ним случилось, в его «образ Я», в его представление о себе. Психотерапия должна обращаться к двум фундаментальным аспектам: снижению уровня тревоги и восстановлению чувства личностной целостности и контроля над происходящим.    

Основное правило психотерапевтической работы пациента со стороны психолога - принимать тот темп работы пациента и самораскрытия пострадавшего, который предлагает он сам. В ряде случаев возникает необходимость информирования ближайшего окружения пациента по вопросам особенностей проводимой с последним психотерапии, а именно
- разъяснение, почему врач активно вторгается в область воспоминаний и воспроизведения травматического опыта в то время как окружающие, как правило, невольно поддерживают свойственные пациенту «избегающие» стратегии поведения.
     После того как человек подвергся воздействию травматических событий, его мысли и чувства могут быть болезненными и не совсем понятными ему самому, а реакции на обычные ситуации - необычными и пугающими. В.А. Конторовичем разработаны и подтверждены в практической деятельности следующие принципы психотерапии расстройств функционального состояния при страхах.
Принцип нормализации является первым принципом терапии. Основной акцент делается на том, что нормальный индивид, столкнувшись с ненормальными обстоятельствами, переживает экстраординарные чувства. Началом терапии, таким образом, становиться обсуждение переживаемых чувств и объяснение их нормальности.
     Второй принцип, на котором должна базироваться терапия расстройств функционального состояния при страхе, - принцип партнерства и повышения достоинства личности. Люди, страдающие страхами и фобиями, ранимы, сензитивны, склонны к самообвинению, чувству бессилия или повышенной агрессивности. Особенно это касается жертв сексуального насилия (необходимо учитывать, что мужчины переносят это гораздо болезненней). Подобный стиль реагирования вызывает отторжение окружающих, усиливая ощущение собственной неадекватности и вины, приводит к снижению самооценки. Поэтому установление отношений сотрудничества и является таким необходимым.
Третий принцип - принцип индивидуальности. Каждый человек проходит свой собственный путь восстановления после стресса. И это также важно учитывать в процессе терапии.
     Любой психотерапевтический процесс при страхе может быть условно разделен на три стадии:
1. Установление «безопасной атмосферы», т. е. установление доверительного, неформального контакта, дающего психологу право на «получение доступа» к тщательно охраняемому пациентом от посторонних вмешательств травматическому материалу.
2. Работа с конкретным травматическим материалом, т. е. с воспоминаниями, переживаниями, с отрешенностью, избеганием, отчужденностью и т. п.
3. Помощь пациенту в его личностном «отделении» от перенесенной травмы, в его постепенном включении в обыденную жизнь.

В настоящее время существует много методов, которые достаточно эффективно используются в процессе коррекции и психотерапии расстройств функционального состояния при страхе. Данные методы условно делятся на четыре следующие категории:
1. Образовательная категория включают: изучение основной концепции современной психологии и физиологии, а так же обсуждение соответствующей литературы. Достаточно элемнтарного ознакомления с клинической симптоматикой ПТСР, чтобы помочь людям осознать, что их переживания, их трудности не уникальны, а даже «нормальны» в сложившейся в текущий момент ситуации.
2. Следующая группа методов относится к холистическому, то есть целостному отношению к здоровью. Следует отметить, что" здоровый образ жизни", сопровождающийся достаточной для индивида физической активностью, с учетом правильного питания, полным отказом от курения, алкоголя и наркотических средств - создает основу для быстрого и наиболее эффективного восстановления, после травмирующих событий.
3. Данная категория включает те методы, которые увеличивают социальную поддержку и социальную интеграцию. Здесь следует говорить о семейной и групповой психотерапии, о развитии сети самопомощи, о формировании и поддержке соответствующих общественных организаций, необходимых для социальной реабилитации.
4. Четвертая категория - это собственно психотерапия. Она включает в себя работу с горем, страхами, психосоматикой, травмирующими воспоминаниями и т. д. и направлена на «переработку» проблемы и совладание с симптомами.
Малкина-Пых, по степени их практической распространенности, классифицирует таким образом:
1. Рациональная психотерапия - это направление психотерапии, в процессе которой клиенту в доступной форме разъясняют не только причины, но и и механизмы возниконовения страхов.
2. Методы психической саморегуляции, используемые для снятия различных симптомов тревоги и напряжения. Они включают: и аутотренинг, и прогрессивную мышечную релаксацию, а так же активную визуализацию положительных образов.
3. Когнитивную психотерапию использует в случаях, когда необходимо переосмысление всех дезадаптивных мыслей и коррекция негативных установок.
4. Личностно - ориентированная терапия позволяет не только изменить отношение пострадавшего к самой психотравмирующей ситуации, но и принять на себя ответственность если не за саму ситуацию, то за свое отношение к ней.
5. Позитивная терапия, а так же гештальт подход основаны на том представлении, что существуют не только проблемы и болезни, но и способы и возможности их преодоления, присущие каждому человеку.
     Конкретная форма психотерапии, как указывает автор вышеизложенной классификации, остается предметом выбора большинства людей, переживших психотравму. Различные уровни психотерапевтических техник могут оказаться весьма эффективными. Это и выслушивание, консультирование, краткосрочная динамическая психотерапия.
     Важное место в психотерапии расстройств функционального состояния при страхах занимает «психологический дебрифинг», как метод работы с групповой фобией и как форма кризисной интервенции с особой организацией и чёткой структурированностью в группах людей, объединенных одним чувством.
Среди других многочисленных психотерапевтических методов лечения страхов наибольшее распространение получили следующие:
1. Метод десенсибилизации и проработки травмы движениями глаз.
2. Когнитивно-бихевиоральная терапия.
3. Гештальт-терапия.
4. Символ-драма.
5. Семейная психотерапия.
Каждый из перечисленных методов имеет свои определенные цели и особенности психотерапевтических техник, изложенные в ряде пособий и руководств.

1. Метод десенсибилизации и переработки с помощью движений глаз (ДПДг).
ДПДг может применяться при лечении страхов как самостоятельный метод психотерапии либо как один этапов комплексного лечебного воздействия. Выделяются 4 основные цели воздействия для ДПДГ: воспоминания о реальной экстраординарной психотравме; другие тягостные навязчивые воспоминания, не связанные с психотравмой; кошмарные сновидения; ассоциативные переживания, вызванные нейтральными раздражителями.

2. Когнитивно-бихевиоральная терапия [14].
Общепризнанно, что когнитивно-бихевиоральная психотерапия (КБТ) при коррекции страхов является наиболее эффективной. Её главной целью является формирование и укрепление способности к адекватным действиям, к приобретению навыков, позволяющих повысить самоконтроль. В центре внимания КБТ находятся особенности поведения человека, доставляющие страдания ему самому или людям из его ближайшего окружения. Как указывает В.Г. Ромек, КБТ может быть названа любая форма основанного на экспериментальных данных и контролируемого обучения новым, более эффективным и здоровым формам поведения с целью изменения (модификации) или устранения болезненных, доставляющих страдания поведенческих форм. Многие особенности поведения, которые раньше считались «болезнями», с позиций КБТ рассматриваются как «жизненные проблемы» или «поведенческие трудности».
В круг методов КБТ некоторые авторы (В.Е. Саламатов и др.) относят и нейролингвистическое программирование. Одним из базовых положений НЛП является утверждение: человек несет в себе в той или иной степени скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Главными задачами нейролингвистического программирования-терапии является обеспечение доступа пациента к скрытым ресурсам, их извлечение из подсознания и вывод на сознательный уровень с последующим обучением пациента (клиента) тому, как ими пользоваться. Данные задачи решаются с помощью техник: «интеграция якорей», «визуально-кинестетическая диссоциация», «шестишаговый рефрейминг», техника «взмаха» и др.

3. Гештальт-терапия
Гештальт-подход, рассматриваеется традиционно, как один из весьма эффективных методов терапии. Используется для лечения фобических, тревожных и депрессивных расстройств. Обычно применяется - в групповых методах работы. В процессе гештальт-терапии ставится акцент на переживании и максимальном расширении жизненного пространства, свободы выбора, а не на понимании (интерпретации) клиента, не на попытках научить его определенным схемам поведения.

4. Символ-драма или Кататимно-имагинативная психотерапия. Она разработана в 1996 году Гансом Лейнером. Символ-драма иначе называется «метод сновидений наяву». Основа метода - это свободное фантазирование в форме образов, так называемых «картин» на заданную психотерапевтом тему. Процесс происходит следующим образом: клиент лежит на кушетке в расслабленном состоянии. С помощью врача клиент вызывает у себя имагинации - похожие на сновидения образы. Вся система метода кататимного переживания образов (КПО) разделена на три ступени, для которых отобраны соответствующие мотивы, представляющие широкое поле для символического проецирования индивидуального материала. К стандартным мотивам относятся мотив луга, мотив ручья, мотивы горы и дома. Особый мотив - «заглянуть в мрак леса» - дает возможность доступа к бессознательному материалу и применяется на высшей ступни КПО.При психотерапии лиц, страдающих страхами, метод КПО позволяет решить следующие задачи:
- снижение психоэмоционального напряжения;
- формирование позитивного фона настроения и получение доступа к ресурсному состоянию;
- достижение релаксации, позволяющее усилить яркость представляемых образов, приводящее к еще более глубокому расслаблению;
- постепенное осознание источников проблемы, выявление причинно-следственной связи между особенностями личности и наличествующими симптомами;
- проработка аффективных и инстинктивных желаний, вытесненных больным;
- обращение к проблемам раннего периода жизни, их проработка. По мнению специалистов, проблемы раннего детства в дальнейшем увеличивают риск возникновения ПТСР.

5. Семейная психотерапия - любые формы СП начинаются с установления т. н. «семейного диагноза» - определения типологии нарушений с учетом личностных особенностей членов семьи, и характеристик патологии одного из них. Следует всегда помнить, что основным теоретическим базисом СП является принцип системности семейных отношений, под которым понимается взаимодетерминированность отдельных личностей а так же межличностных отношений. Согласно этому принципу любая семья представляет собой замкнутый и постоянно воспроизводимый гомеостатический цикл, образуемый, с одной стороны, характером взаимодействия и стилем общения семьи, а с другой - их личностными особенностями.
Помимо вышеперечисленных методов, в практике психотерапии страхов используются различные методы психодинамической и групповой психотерапии, техника «вскрывающих интервенций», тренинг преодоления тревоги, арттерапия, гипноз и многие другие психотерапевтические способы воздействия.
Как считает Б.С. Положий, в настоящее время общепризнано, что психотерапевтические методы (когнитивные, психодинамические, поведенческие и интегративные) занимают ведущее место в комплексном лечении больных с фобиями. Основными принципами психотерапии при этом являются комплексность мероприятий, дифференцированность (в зависимости от стадии и клинического варианта заболевания) и протяженность во времени - длительная работа до достижения выздоровления или стойкого клинического улучшения.

 

TEXT.RU - 81.85% TEXT.RU - 100.00% TEXT.RU - 84.00% TEXT.RU - 74.79% TEXT.RU - 75.65%

1 comments

Наши степные дубравы <a href=http://priroda-i-jekologija.ru/>тут</a>